Девочки неохотно идут в профессии, связанные с математикой, — такие выводы были сделаны в результате исследования, которое было проведено в Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ и опубликовано на научно-образовательном портале IQ.
По данным статистики, в России доля девушек среди выпускников факультетов физики и математики составляет около 20%. Та же ситуация складывается и в области информационных технологий. Для сравнения: в биологии и химии доля девушек достигает 60%. Исследователи пытались понять, почему так происходит. Выяснилось, что в начальной и средней школе девочки и мальчики увлечены математикой одинаково. А вот к 9 классу у девочек интерес к этому предмету резко падает. Именно в этом возрасте школьники всерьез задумываются о выборе профессии.
Девочки вообще гораздо более практичны в выборе предметов для изучения — расхожий аргумент учителей о том, что те или иные знания пригодятся в будущем, почти совсем не влияет на оценки по этому предмету у мальчиков и очень сильно действует на девочек. «Они больше задаются вопросом о том, почему нужно успешно учиться по предмету и что это даст впоследствии», — отмечается в исследовании. Так называемая инструментальная (внешняя) мотивация у девушек работает сильнее, чем у юношей, и как раз для любви к математике ее не хватает.
математика считается «скучной», слишком сложной, «заумной»
В массовом сознании математика не воспринимается как «самая полезная» для общества, в отличие от медицины, педагогики, химии или биологии. Девочки не видят в этой науке социальной значимости, они избегают области STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics), которая основана на математике.
Нет у девочек и внутренней мотивации для любви к ней. Они в принципе стараются хорошо учиться просто потому, что они больше мальчиков нуждаются в одобрении, более чувствительны к нему. Именно этот перфекционизм парадоксальным образом в итоге и отвращает девочек от математики — они низко оценивают свои способности в этой сфере. Ее непопулярность среди девушек во многом связана со штампами массового сознания, где математика считается «скучной», слишком сложной, «заумной». Есть здесь и вина педагогов, которые не всегда умеют увлечь подростков точной наукой.
В результате девушки не хотят идти на факультеты, связанные с математикой, физикой или инженерией, и даже если получают образование в области STEM, редко остаются в профессии. Такой гендерный разрыв характерен для многих стран.
Ученые считают, что для учителей и разработчиков программ по математике «это повод задуматься и изобрести новые хитроумные способы очаровывать детей точной наукой или хотя бы убедительно доказывать ее важность».
«В целом, я не согласна с мыслью, что девушки не идут в математику: например, у нас в лаборатории из шести преподавателей четыре — женщины. Но вот в науку они и впрямь не очень часто идут. Почему? Сложный вопрос. Многие, кажется, просто не успевают — быстрее начинают работать, рожать детей. Женщины получают больше задач, которые необходимо решать ежедневно, и в целом общество скорее готово видеть в науке мужчин, чем женщин. Есть такие культурные стереотипы.
В Политехе больше десяти разных математических кружков, мальчиков и девочек в них примерно поровну. В исследовании говорится, что у девушек к 9 классу резко падает мотивация изучать математику, но мне кажется, что у подростков вообще плохо с мотивацией, интересы смещены в сторону отношений друг с другом.
У нас в школе многие девочки были успешны в математике. У меня, например, этот предмет и биология были любимыми, но с учительницей математики возникло большее взаимопонимание. Мне нравилась стройность и логичность математической науки, радость при нахождении решений. Эту дисциплину я могла сдать, особо не готовясь. Я училась на математическом факультете МПГУ. На 1 курсе у нас в группе из 18 человек было только трое парней, а к 3 курсу остались одни девочки.
Я не верю в разделение на „гуманитариев“ и „технарей“. Любая теория строится по правилам логики — хороший историк или социолог обязательно будет иметь логическое мышление. Любой ребенок может полюбить и понять математику, вне зависимости от пола. Здесь очень важно то, что закладывается в детстве, лет в пять-шесть.
Кому-то нравится считать, кому-то — рисовать и раскрашивать, и существует множество математических задач на рисование. Многие любят конструирование, и это тоже хорошая возможность полюбить математику. Все это, конечно, не означает, что все должны становиться математиками. Математика — абстрактная, сложная наука, но на уровне понимания того, как с ее помощью можно изучать мир, она доступна всем».
Обсуждение материала
Оставить комментарий