Дополнительная информация
Исходя из 30-летнего опыта работы мы считаем необходимым зафиксировать в процессе обучения наших студентов основные понятия церковного искусства, являющиеся базовыми основами работы художника-иконописца.В нашей образовательной программе эти основы мы раскрываем последовательно таким образом, чтобы сформировать определенную «картину мира» православного художника. Мы считаем, что студент не может развиваться как иконописец, если он не живет духовной, церковной жизнью.Представители современного искусства часто упрекают церковных художников в том, что они как художники слишком консервативны и «не развиваются». Действительно, если церковный художник не развивается духовно, то он деградирует и как художник, как бы он при этом не старался проявлять свою творческую индивидуальность.Как студент, будущий церковный художник, может развиваться?В первую очередь в процессе обретения мастерства. Последовательно осваивая навыки и техники живописи, изучая возможности художественных материалов, он обретает свободу в рисунке и пластике изображаемых форм и фигур, свободу в художественной передаче определенного содержания образа. Свободное владение художественными средствами позволяет иконописцу сосредоточиться на более важных вещах, чем только работа с материалом.Наши образовательные методики:1. Рисунок (техники, материалы), академический и иконописный рисунок.В процессе обучения не переводим кальку или ксерокопию, а рисуем самостоятельно с натуры, или используя исторические аналоги, тренируя глаз и руку. Объем передается выразительностью линии: контур и линии границы формы – толще, а линии внутри контура - тоньше. Тон – инструмент поиска композиционного баланса. В изображении нет ни падающих теней, ни иллюзорной перспективы.2. Живопись. В процессе обучения студент имеет возможность попробовать все техники и материалы живописи академической: акварель, темперу, масло, акрил и т.д. Однако большая часть времени, отводимой в программе на дисциплину «Живопись», посвящается изучению техники и технологии темперной живописи на основе яичной эмульсии и натуральных пигментов – традиционному материалу работы иконописца.3. Особое внимание уделяется изучению различных техник золочения. Возможности копирования образцов используются для обучения на нашем факультете только на младших курсах. Мы не учим копированию как методу работы художника-иконописца, хотя известно, что копирование издревле использовалось в обучении иконописи. Оно значительно ускоряет работу по воспитанию вкуса, искусству тонких различений качества письма, а также укреплению глаза и руки художника. На 5 курсе студенты пробуют свои силы в самостоятельной разработке новых иконографических решений.4. Соблюдая стандартный академический подход в обучении, мы рассматриваем новую икону как художественное произведение, однако, руководствуемся не теми принципами и характеристиками, которые приняты в обычных художественных ВУЗах. Церковное искусство, как «окно» в иную реальность, требует от преподавателей по иному оценивать и понимать такие, общие для всех художников понятия как «творческий рост», «авторство», «художественное произведение» и т.п. Главным критерием оценки является верность духу Евангелия и традиционного Православного благочестия. Если главная цель академической живописи – создать объемную иллюзию реальности, то главная цель живописи церковной – присоединиться к иному, не земному измерению, проявляя эту вневременную реальность художественными средствами.5. Для той же цели изучаются дисциплины богословского круга – Введение в Вероучение, Священное Писание, История Церкви, Церковнославянский язык. Древний текст Евангелия остается незыблемой основой христианской идентичности, это точка опоры нашей образовательной программы. Пока литургические тексты и само чинопоследование Православной Литургии сохраняется неизменным, у нас есть обязанность сохранять и традиционный язык нашего церковного изобразительного искусства. Этот язык аскетичной средневековой живописи в своих изобразительных средствах предназначен для того, чтобы рассказать о евангельских истинах. Он оберегает взор молящегося перед иконой от излишних подробностей бытового натурализма, сохраняя чистоту смысла, деликатность и почтительное благоговение перед сакральностью сюжета.6. История искусства изучается будущими иконописцами в полном объеме – начиная с искусства Древнего Мира, Античности и Средневековья, до ХХ века. Параллельно рассматривается искусство Древней Руси и искусство христианских стран ближнего и дальнего Зарубежья. Разнообразие наследия христианского искусства настолько велико, что позволяет каждому студенту и в XXI веке выразить себя, найти свою творческую индивидуальность при помощи богатейшей палитры традиционных художественных средств, даже не прибегая к точному повторению конкретных образцов. Изучение истории изобразительного искусства дает поистине безграничные возможности для творческих поисков наших студентов. 6. Развитие православного иконописца возможно только в русле Церкви, иначе не стоит называть себя «церковным» художником. Тем, кто не готов к такому служению, следует развиваться по своему усмотрению в ином художественном направлении исключительно в светском обществе, оставаясь просто творческой личностью. Здесь проходит граница личной ответственности художника.7. Значимым элементом образовательной программы является выездная учебная и творческая практика, проводимая в музеях разных городов центральной России. Студенты копируют фрагменты исторических икон в музее, или в монастырской ризнице, пишут иконы для храмов и монастырей Русской Православной Церкви.